сайт оптимизирован для Mozilla Firefox
 
 

» Структура

» Об Ассоциации » История создания


  В начале славных дел

Ассоциация негосударственных вузов России (АНВУЗ России) - крупное общественное объединение в образовательной системе, функционирует с 1994 года и является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольных началах негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ, другие организации и объединения, деятельность которых связана с образованием, наукой и культурой. Она создана с целью развития и совершенствования образования граждан России, укрепления негосударственного сектора как неотъемлемой части образовательной системы РФ, координации деятельности и защиты прав и интересов негосударственных высших учебных заведений.

С самого начала своей деятельности одной из основных задач Ассоциация было создание и всемерное развитие региональных ассоциаций, объединяющих качественно работающие негосударственные вузы региона, интеграцию их в сложившуюся в обществе систему подготовки кадров. Необходимо подчеркнуть, что процесс создания региональных ассоциаций негосударственных вузов шел не только под влиянием федеральной ассоциации, но и вследствие необходимости решения региональных задач. Так Южно-Российская Ассоциация негосударственных вузов, одна из наиболее активно работающих региональных подразделений АНВУЗа, возникла и активно развивалась самостоятельно, и только впоследствии стала региональным органом АНВУЗ, аналогичным образом развивалась Новосибирская, Тюменская и Санкт-Петербургская Ассоциации.

  Этапы большого пути

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провел 26.09.2003г. в г. Сочи специальное выездное заседание по вопросу «Роль и задачи негосударственных образовательных учреждений в развитии отечественной системы образования», на котором приняты итоговое решение и ряд актуальных для современного этапа модернизации российского образования рекомендаций, доведенных до сведения Минобразования России. 17.10.2006г. состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию по вопросу партнерства государства и бизнеса в области науки и образования. Четко прозвучало мнение руководства страны, что преференции должны даваться по качеству предоставляемых услуг, а не по принципу учредительства.

В 2002-2007гг. Советом Ассоциации проведен ряд совещаний и деловых встреч с руководителями законодательной и исполнительной власти в области высшей школы России (август 2002г. – Филлипов В.М., июль 2003г. – Киселев А.Ф., сентябрь 2003г. – Шудегов В.Е., Смолин О.Н., март 2004г.- Филлипов В.М., апрель 2004г. – Булаев Н.И., февраль 2006г. – Фурсенко А.А., май 2007г. – руководитель ЦИК партии «Единая Россия» Воробьев А.Ю., Булаев Н.И.). В ходе обмена мнениями признавалось, что термин «негосударственное образование» выбран законодателями неудачно, т.к. не раскрывает сущности явления и, более того, несет неверную смысловую нагрузку. Так называемые «негосударственные вузы» решают по своей сути государственные задачи по подготовке кадров, созданию значительного количества рабочих мест, решению научных, социальных задач и т.д.

Ряд проблем как для государственных, так и для негосударственных вузов связан с неувязкой федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с Налоговым, Гражданским кодексами по вопросам налоговых льгот для вузов. Не стало системой привлечение АНВУЗа России к проведению мониторинга качества образования с целью искоренения низкого качества образовательного процесса, открытия и перенасыщения отдельных регионов образовательными структурами без наличия должной материальной базы и педагогических кадров.

До сих пор не решены проблемы равноправия и равнодоступности аккредитованных негосударственных и государственных вузов в образовательной сфере, не происходит практическая реализация принятых в августе 2001г. и в марте 2006г. решений Государственного совета Российской Федерации при рассмотрении вопроса об образовательной политике России на современном этапе о подразделении высших учебных заведений на аккредитованные (качественные) и остальные, как это принято во всем мире.

Признавая негосударственный сектор образования равноправным участников целостного образовательного пространства, не предусмотрено его равнодоступное участие (наравне с государственными учебными заведениями) в реализации основных направлений развития образования, в том числе в получении государственного заказа на подготовку специалистов с учетом объективного прогноза потребностей рынка труда в специалистах для различных регионов России.

В соответствии с итогами рабочей встречи руководства Всероссийской политической партии «Единая Россия» и Комитета по образованию и науке Госдумы с Советом Ассоциации, ректорами негосударственных вузов по вопросу «Вклад негосударственного сектора ВШ в инновационное развитие экономики страны» (18.05.2007г.) по предложению Совета АНВУЗа России при указанном Комитете Госдумы создан Совет по инновационному развитию и вопросам негосударственного сектора образования в составе 16 ректоров, в т.ч. руководителей региональных ассоциаций. Уже более 3-х лет при данном Комитете Госдумы действует Общественный совет по профессиональному образованию, в котором по законотворческим вопросам активно работают представители АНВУЗа России.

В связи с постановлением Совета Российского Союза ректоров от 30.05.2007г. Совет АНВУЗ России сформировал рабочую группу Ассоциации негосударственных вузов России для участия в работе по проекту «Формирование и методологическое обоснование содержания законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням системы образования», т.е. по подготовке проекта Кодекса РФ об образовании. Работа предполагается с «чистого листа», без привязки к проекту Кодекса РФ об образовании, общая часть которого в 2003г. была разработана Центром образовательного законодательства Минобразования России. Новый проект выполняется в рамках государственного контракта по программе ФЦПРО на 2006-2010 годы, руководитель проекта – декан юрфака МГУ им. М.В. Ломоносова.

  Созвездие «АНВУЗ»

В настоящее время некоммерческая организация «Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России» по праву считается выразителем устремлений и надежд негосударственного сектора российского образования.

АНВУЗ России имеет в своем составе региональные отделения (ассоциации) в таких крупных вузовских центрах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск (объединяют негосударственные вузы, соответственно, Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Курск, Мурманск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Смоленск, Ставрополь, Уфа и др. В деятельности Ассоциации участвуют свыше 450 негосударственных вузов, в том числе 90% аккредитованных вузов.

Избран и утвержден Минобразованием России Совет по общественной оценке вновь создаваемых негосударственных вузов, при Совете Ассоциации работают 12 секций по основным направлением ее деятельности. Укрепляется сотрудничество государственных и негосударственных вузов. В Российском Союзе ректоров создана секция негосударственных вузов, в которую на 01.06.2007 входят 109 ректоров-членов Ассоциации. Ректоры негосударственных вузов являются членами Аккредитационной и Аттестационной коллегий Рособрнадзора (10 чел.), Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в сфере образования и науки (3 чел.), Советов ректоров вузов федеральных округов и субъектов РФ, других государственных и общественных органов и организаций.

Информация о предстоящих общероссийских и международных научных конференциях, семинарах и т.д. по актуальным для негосударственных вузов вопросам регулярно представляется на сайте АНВУЗ России anvuz.ru либо рассылается в вузы по электронной почте. Значительным шагом в консолидации совместной деятельности негосударственных вузов стало принятие общим собранием членов АНВУЗа России в марте 2006г. «Кодекса добросовестного поведения членов Ассоциации».

Многие руководители негосударственных вузов получают заслуженное общественное признание. Только за последние три года 138 работников наших вузов (ректоров, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, директоров филиалов и т.д.) награждены отраслевыми знаками отличия Министерства образования и науки РФ, в том числе медалями К.Д. Ушинского, нагрудного знака «За развитие студенческих научно-исследовательских работ», более 50 человек стали почетными работниками высшего профессионального образования РФ. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. №983 одиннадцати представителям негосударственного сектора высшей школы присуждены премии Правительства РФ 2008 г. в области образования.

Коллегия Минобразования России, неоднократно (1993, 1999, 2001гг.) рассматривая проблемы негосударственных вузов, признала, что в едином образовательном пространстве страны сложился и состоялся негосударственный сектор высшего профессионального образования.


  Проблемы и перспективы развития

В современной системе высшего профессионального образования России негосударственный сектор образования стал неотъемлемой и значимой частью образовательного пространства страны. За относительно короткий по историческим меркам срок – двадцать лет, негосударственное высшее образование в России не только утвердилось, но и получило динамичное развитие.

Появление негосударственного сектора образования создало в российской образовательной среде естественную для любого развития конкуренцию образовательных учреждений, радикально расширило возможности населения в получении высшего образования, а в условиях традиционно низкой мобильности российского населения, приблизило образовательные услуги к месту жительства, позволило значительно увеличить ресурсную базу профессиональной школы, привлечь дополнительные инвестиции, предложить новые образовательные модели, сформировать новые экономические подходы к управлению образовательными учреждениями.

Наряду с достижениями в деятельности негосударственных вузов отмечаются и существенные проблемы, такие как:
- установление действительно равноправных отношений между вузами различных форм учредительства;
- развитие собственной материальной базы;
- финансирование подготовки кадров идет не по принципу качества образования в каком-либо вузе, а по принципу его учредительства. Тем самым, негосударственный сектор образования остается вне государственной поддержки;
- в нормативных и правовых документах о деятельности негосударственных вузов не предусмотрены пункты об определенных обязанностях и ответственности учредителей за состояние учебного заведения;
- в настоящее время, нередки случаи, когда идут судебные процессы по вопросу отзыва лицензии вуза на право ведения образовательной деятельности, и в данной ситуации важными становятся вопросы социальной защиты студентов.

Трудности развития негосударственных вузов усугубляются и общим кризисом высшего образования в России. В соответствии с прогнозом, прием в вузы в 2009 -2019 годах в целом сократится на 40-50%. В результате конкурс резко упадет, и придется пересматривать всю систему обучения. Данное обстоятельство непременно приведет к активизации конкуренции в образовательной сфере России между всеми субъектами образовательной деятельности, к пересмотру негосударственными вузами стратегии развития.

Прогнозы развития негосударственного сектора образования подробно проанализированы в статье председателя Совета АНВУЗ России, ректора РосНОУ Зернова В.А "Современное состояние негосударственного высшего профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития". -

последнее обновление: 3.03.2012

наверх  |   на главную  |   контакты  |   карта сайтa

все права защищены © «АНВУЗ», 2008-2012