В Госдуме обсудят новую систему высшего образования
В понедельник, 27 июня в Государственной думе пройдут парламентские слушания о будущем системы высшего образования в России. В обсуждении примут участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, ректоры и преподаватели вузов, студенты и лидеры фракций.
По мнению председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета (РосНОУ) Владимира Зернова, нынешняя ситуация дает шанс для мощного развития.
"Наша цель - сделать так, чтобы выпускник отечественного вуза был конкурентоспособным в любой точке мира, - сказал Зернов. - В Советском Союзе была сильная система образования. Сейчас нам необходимо тщательно проанализировать советские практики и применить их для построения новой системы образования. При этом нельзя разрывать среднюю и высшую школу. Если мы разорвем эту цепь, то это будет ничуть не лучше, чем поставить на "Запорожец" двигатель Maybach. Что получится? Автомобиль не поедет".
Отказываясь от Болонской системы, необходимо взять лучшее и отбросить то, что мешает развитию, отметил Зернов.
"Не думаю, что эта система серьезно мешает многим направлениям, - считает ректор РосНОУ. - Но она не очень приспособлена для направлений фундаментальной подготовки".
По словам Зернова, сегодня одна из основных проблем - выработка четких и ясных критериев оценки качества образования.
"Рейтинг - интегральная оценка качества и эффективность деятельности вуза должна измеряться именно с помощью этой оценки, - пояснил эксперт. - Но потенциал вуза при выделении контрольных цифр приема сегодня оценивается с помощью критериев, которые постоянно меняются: за последние несколько лет они изменялись шесть раз. Хотелось бы, чтобы эти критерии, как и образовательные стандарты, не менялись так часто".
Зернов также подчеркнул, что в системе образования необходимо строить конкурентную среду.
"Все государственные вузы имеют КЦП и финансирование, выделяемое на научную деятельность. У частных вузов, как бы хорошо они ни работали, ситуация совершенно иная, и работают они в сложных условиях, - отметил Зернов. - Если взять мировых лидеров международных рейтингов - Стэнфордский университет, южнокорейский Пхоханский университет науки и технологий, то их доходы от интеллектуальной и иной собственности составляют не менее 60-75%, в России такие доходы вузов не должны превышать 10%".