Перейти к основному содержанию

Что сложнее — учить или учиться? Чем живет кафедра педагогики историко-филологического факультета? К чему надо готовиться будущим первокурсникам? На вопросы студентов и корреспондента сайта отвечает доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, профессор ПСТГУ Светлана Юрьевна Дивногорцева.

Программа бакалавриата по педагогике «Начальное образование» https://pstgu.ru/abitur/programmy/pedagogicheskoe-obrazovanie-nachalnoe-obrazovanie/?utm_source=anvuz&utm_medium=novost&utm_campaign=abit

— Мы хотели бы начать с вопросов о студенческой жизни. Скоро в наш университет придут абитуриенты. В их жизни будет происходить переломный момент, которого многие боятся. Чтобы Вы могли посоветовать поступающим? Чем принципиально обучение в вузе отличается от школьного?

— Поступающим я бы советовала подумать о выборе нашего вуза, где создана и поддерживается теплая, дружественная, почти семейная атмосфера образовательного процесса, поиска и сотрудничества, совместного проживания праздников и событий.

Обучение в вузе рассчитано уже на самостоятельных людей, ответственных за свои слова и свое поведение. Если в школе, где вы учились, слишком много внимания уделялось подготовке к ЕГЭ именно путем «натаскивания» на усвоение определенных алгоритмов и действий, то могут возникнуть трудности при чтении и понимании текста, его изложении. Обычно бывают трудны первые две сессии, дальше студенты привыкают, втягиваются, становится легче. Надо настроиться на непростой первый год.

— На Ваш взгляд, какое значение обучение в вузе имеет в жизни человека в наши дни?

— В вузе происходит взросление личности, профессиональная подготовка индивида. Может быть, даже было бы правильно сказать, что в какой-то степени второе обуславливает первое. На мой взгляд, учеба как профессиональная подготовка должна занимать в вузе основное место. Сегодня много говорят о патриотизме, нравственности. Но для меня патриотизм и нравственность это прежде всего ответственное и добросовестное отношение человека к своим обязанностям: когда он учит, лечит, строит не на троечку, а старается все делать на отлично. Согласитесь, ведь каждый из нас хотел бы, чтобы дом, в котором он будет жить, был построен качественно, чтобы хорошо знающий свое дело доктор в случае болезни смог нас вылечить, а учитель наших детей смог бы их хорошо выучить и помог бы нам с их воспитанием, с развитием их личности. Для меня быть хорошим христианином — это, в том числе, быть хорошим специалистом своего дела, поэтому я и считаю, что вуз прежде всего должен давать качественные знания и формировать нужные умения.

Но, безусловно, и внеучебная, воспитательная, культурно-просветительская работа в вузе также очень важна — особенно для подготовки будущих педагогов: с ними должно быть интересно детям, родителям и коллегам, они должны уметь увлекать, мотивировать, побуждать. Мы пытаемся учить этому будущих педагогов и на собственных примерах.

— Какие особенности обучения педагогической профессии в ПСТГУ Вы считаете наиболее привлекательными для абитуриентов? Какие задача стоят сейчас перед кафедрой педагогики?

— Плюсом считаю камерность нашего вуза. Благодаря этой особенности у нас есть возможность индивидуализировать работу со студентами, включать каждого из них в широкую социальную, миссионерскую и благотворительную деятельность.

Образовательная программа для будущих педагогов в ПСТГУ (также, как и для других профилей) имеет серьезную богословскую составляющую. Это важно не только в плане мировоззренческом, но и в плане профессиональном, потому что есть взаимосвязь педагогики и богословия.

Важно, чтобы к маленьким детям приходил человек, нравственно развитый, подготовленный не только к обучению, но и к воспитанию детей. На мой взгляд, профессию «учитель начальных классов» стоит освоить каждой православной девушке, потому что это пригодится в собственной семье. У Константина Дмитриевича Ушинского была идея о том, что начальное образование ребенку должна давать детям в своей семье мать. Очень часто матери, особенно многодетной, действительно приходится выполнять роль учителя для своих маленьких детей.

Что касается задач, стоящих перед нашей кафедрой. Сегодня часто говорят, что главное — это вооружить педагога новыми технологиями. Не соглашусь с этой точкой зрения. Сегодня одни технологии, а завтра, по окончании студентами вуза, появятся другие. Гораздо важнее, на мой взгляд, сформировать мотивацию на овладение педагогической деятельностью, дать добротную социально-гуманитарную, а в нашем вузе еще и богословскую подготовку, научить мыслить, рассуждать, понимать психолого-педагогические закономерности воспитания, обучения и развития ребенка, дать общие основы методики преподавания предметов и, безусловно, возможность прохождения в достаточном объеме педагогической практики. Воспитать педагога, с которым потом будет интересно и детям, и их родителям, и даже коллегам — вот эти задачи стоят перед нашей кафедрой.

— Студенты нередко жалуются, что ничего не успевают. Как эффективно организовывать свое время студентам-педагогам?

— В постижении науки о том, как стать учителем начальных классов, особо сложного ничего нет. Я бы посоветовала, особенно на младших курсах, не спешить с трудоустройством, а посвятить себя учебе. При посещении занятий и выполнении в срок всех заданий, без откладывания на потом, никаких сложностей со временем возникнуть не должно.

— Нам, как студентам, интересно Ваше мнение о нас. Вы педагог, то есть даете студентам знания, а сами студенты ПСТГУ чему-нибудь Вас учат?

— Учат, конечно: с каждым годом я становлюсь, как мне кажется, все более снисходительной и терпеливой. Учусь любить другого, невзирая на пропуски и плохие ответы. Учусь разглядывать индивидуальность в каждом из обучающихся, радуюсь, когда вдруг вижу то хорошее, чего раньше не замечала.

Мне нравится, что наши студенты дружны, уважительно и чутко относятся к педагогам, многие из них включаются в реальную социальную деятельность во время обучения.

— Вы работаете в Свято-Тихоновском университете много лет. Как Вы пришли в ПСТГУ и почему в нем остались? Чем Вам дорог ПСТГУ?

— Обстоятельства, при которых я пришла в Университет, достаточно обыденны. Я окончила аспирантуру в день, когда моей дочери исполнилось полгода, защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики, посидела после этого в декретном отпуске. Но и применить свои знания хотелось, и достаточно тяжело было в то время выживать на одну зарплату мужа-бюджетника, поэтому, когда ребенку исполнилось 2 года и 2 месяца, мы отдали дочку в довольно приличные ведомственные ясли, а я стала искать работу. Прежнее место моей работы было в другом городе, поэтому приходилось начинать трудовую деятельность как бы вновь. Был вуз рядом с домом, но там предложили командировки по филиалам, чего я с маленьким ребенком позволить себе не могла. В МГПУ предложили работать в филиале в Зеленограде, это было очень далеко от моего дома. В справочнике обратила внимание на ПСТГУ. Сказала самой себе, что меня такой вуз не только не смущает, наоборот, даже очень по сердцу. Позвонила, договорились о встрече с отцом Киприаном, тогда деканом педагогического факультета. Он сказал, что молодые кандидаты наук вузу нужны, и решил меня взять.

Осталась, потому что здесь комфортно в плане организации ритма жизни православного человека, здесь студенты, с которыми ты на одной мировоззренческой волне, здесь, в развивающемся вузе, был простор для творчества, для самостоятельного выбора, никогда не было диктата в выстраивании содержания образования.

В светском вузе, когда я, например, читала курс христианской антропологии, мне с большим трудом приходилось находить нужные слова для того, что студенты восприняли и поняли материал. В ПСТГУ такой проблемы нет.

За все перечисленное я очень и очень признательна ПСТГУ! Этим наш университет и дорог для меня.

— Мы знаем, что Вы родились в семье педагогов. Повлиял ли этот факт на Ваш выбор профессии? Есть ли учителя, которые оказал на Вас особое влияние и которых Вы хотели бы поблагодарить?

— Честно скажу: тот факт, что мои родители педагоги, не был в данном случае определяющим. Дело в том, что в городе, в котором я родилась, не было особого выбора, куда и на кого пойти учиться. Мои родители были очень строгими и консервативными, в другой город одну учиться не отпустили. Можно сказать, что выбор профессии я сделала почти по послушанию, но он оказался не таким уж плохим.

Я училась в очень хорошей школе с углубленным изучением английского языка. Хорошо помню, уже, к сожалению, почившую, мою первую учительницу Тамару Павловну. Она была очень сильным педагогом, в нашем городе многие родители хотели, чтобы их дети попали именно к ней. Она давала прочные знания, полностью себя посвящала детям. Когда меня сейчас спрашивают, по какой программе отдать учиться в начальную школу своих детей, я всегда отвечаю, что отдавать надо не на программу — нужно смотреть на учителя: как он относится к детям и родителям, может ли он мотивировать детей, воспитать интерес и любовь к школьному обучению.

Также с благодарностью вспоминаю учительницу математики Валентину Вениаминовну — очень требовательного педагога, прекрасно владеющего своим предметом. Помню, как я пропустила довольно много занятий из-за операции, и она самоотверженно занималась со мной после уроков (тогда, правда, эта работа воспринималась как само собой разумеющееся в деятельности педагога). Помню, как она снова и снова объясняет материал и спрашивает, точно ли я поняла. Я кивала в ответ, уже очень хотела «уйти на волю», но моя учительница была тверда в своем намерении довести восполнение пробела моих знаний до конца. Помню, что после нашей школы мне было очень легко учиться в вузе — это период оставил впечатление легкой прогулки.

В нашем университете большое влияние на меня оказал декан педагогического факультета иеромонах Киприан (Ященко). Он оказал мне безусловное доверие и часто там, где у меня была проблема, он учил это все преодолевать, молиться, уповать на Господа. Он взял меня преподавать методику математики в ПСТГУ, это был конец августа, а где-то в сентябре позвал на семинар то ли по духовно-нравственному воспитанию, то ли по преподаванию православной культуры в Троице-Сергиеву Лавру. Я сказала, что ничего в этом не понимаю. «На месте разберемся», — парировал отец Киприан. И вот уже 22-ой год я в этом разбираюсь. Одним из этапов углубленного погружения в православную педагогику стала защита в 2012 году докторской диссертации на тему «Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России».

— В разное время жизни Вы трудились в разных сферах: преподавали математику в школе, потом занялись подготовкой будущих педагогов в вузе, разрабатывали многочисленные проекты на тему религии, психологии, истории... Какой род деятельности у Вас любимый? Или одинаково дороги все пройденные этапы?

— В школе я сначала преподавала в начальных классах, а, когда поступила в аспирантуру на кафедру математики и физики, осталась в этом же классе преподавать математику и вести классное руководство. Потом преподавала методику математики в светском вузе, затем ее же в ПСТГУ и постепенно стала «втягиваться» благодаря отцу Киприану в православную педагогику, много читала Зеньковского, его идеи очень сильно на меня повлияли. После защиты докторской диссертации, посвященной православной педагогической культуре, я преподаю авторский курс о ней и другие общепедагогические дисциплины в основном магистрантам и аспирантам. И — да, вы правы, каждый опыт бесценен. Помню, работать в школе мне очень нравилось. Я работала по системе Л. В. Занкова, там тоже требовалось много творчества, самостоятельности, не было никаких методичек, и я это очень люблю — чтобы разработать самой, на свой вкус, на свое чувствование детей. Здесь, в ПСТГУ, происходит почти так же, как тогда в школе, — много простора для творчества педагога.

— Помимо преподавания Вы активно занимаетесь научной деятельностью. Над какими вопросами Вы работаете сегодня?

— В последнее время мы на кафедре вместе с несколькими моими ученицами и одновременно соратницами и единомышленницами ставим задачу осмысления и разработки хотя бы общих основ методики преподавания православного вероучения в школе. Мы изучили дореволюционный опыт, немного поняли, какие были ошибки и проблемы, пытаемся сейчас предложить методику, основанную на лучшем опыте прошлого, на изучении зарубежной практики, на учете ошибок.

— Все преподаватели должны регулярно получать повышение квалификации, то есть они и сами продолжают учиться. Светлана Юрьевна, что для Вас сейчас сложнее: учиться или учить?

— Конечно, учиться сложнее — в силу недостатка времени на это. На мой взгляд, более полезными нередко оказываются не курсы повышения квалификации, а общение с коллегами на научных семинарах и конференциях, а также чтение литературы. Я очень люблю участие в конференциях, именно очное участие, когда есть возможность вживую пообщаться на темы, выходящие за рамки конференции, глубже обсудить проблемы и договориться о сотрудничестве.

— В этом году нашему университету исполняется 30 лет. Наверное, можно назвать этот период жизни временем зрелости. Какие, на Ваш взгляд, изменения произошли в университете за годы Вашей работы? Что бы Вы хотели пожелать университету и всем, кто в нем учится и трудится, в связи с 30-летием?

По сегодняшним временам 30 лет еще не зрелость. В моем восприятии жизнь университета очень стабильна, и это я воспринимаю положительно. Появлялись и исчезали кафедры и факультеты, приходили и уходили руководители подразделений и коллеги, но в целом у нас сложилась собственная, со своими традициями и особенностями, стабильно функционирующая система учебной и воспитательной работы.

Нашему университету хотелось бы пожелать того, о чем говорила ранее и чем очень дорожу, — сохранения творческой самостоятельности, самобытности вуза, «непохожести», оригинальности, теплоты и дружеских отношений.

Беседовали:

Ирина Заика и Александра Чигирина, студенты историко-филологического факультета.

Ксения Вячеславовна Белошеева, сотрудник редакции сайта ПСТГУ

Главная картинка