Перейти к основному содержанию
22 May, 2024

Подробнее к новости «Цифровое образование и регулирование: вызовы и перспективы»

Частные образовательные учреждения занимают активную рабочую позицию по вопросу регулирования цифровой трансформации в системе образования, взаимодействуя с государственными структурами, органами власти и всем образовательным сообществом.  

01 апреля 2024 года Российской академией образования совместно с Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию, МГУ им. М.В. Ломоносова была организована Международная научно-практическая конференция «Нормативные правовые механизмы регулирования электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании». Наравне с Экспертным советом при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, Экспертным советом при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки, Научно-образовательным центром «Цифровая образовательная среда» юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова активное участие в проведении Конференции приняли автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет», частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».

В Конференции принимали участие представители законодательных органов власти, российские и зарубежные ученые, преподаватели и студенты.

Основные вопросы и проблемы, озвученные в пленарных выступлениях и докладах, были вынесены на обсуждение и поиск решений на секционных заседаниях.

Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева отметила, что проблематика, заявленная на Конференции, обусловлена «необходимостью обеспечения качества и безопасности образовательных процессов, защиты интересов студентов и преподавателей, а также повышения доступности образования в современное время».

 Скаковская Л.Н., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре отметила, что «оперативное устранение правовых пробелов и коллизий в области применения дистанционных технологий в образовательной сфере является одной из ключевых задач законодательных органов власти. События последних лет наглядно показали, насколько социально значима сфера образования и как важны современные перемены в образовательных учреждениях. Во времена глобальных изменений зачастую приходится жить и функционировать по новым или измененным правилам, поэтому каждую такую ситуацию стоит рассматривать как возможность для совершенствования, действующего законодательств».

Кабышев С.В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, выразил опасение в своем выступлении, что «в погоне за цифровой новатикой педагогика не должна потерять человечность в человеке, чтобы он не стал жертвой цифровых технологий».

Смолин О.Н., первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, обозначил важность  процесса цифровизации, но высказал опасение, что процессу может мешать бюрократизация.                    

 В дальнейшей деятельности Конференции, на секции «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблем и перспективы», был проведен анализ проведенной работы по обозначенной проблеме на современном этапе.

 Зернов В.А., председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, председатель совета АНВУЗ России, ректор РосНОУ обобщил итоги работы Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки.

Тихомиров В.П., заместитель председателя Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития информационных технологий в сфере образования и науки, президент Консорциума «Электронный университет», в своем выступлении обозначил тренды в развитии переобучения людей искусственному интеллекту.

Кондрашов П.Е., заместитель декана факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, в докладе «Законодательные требования по предоставлению и актуализации образовательной организацией высшего образования информации в цифровой форме» подчеркнул, что необходимо глубоко проанализировать ФЗ «Об образовании» с обсуждением возможных внесения корректив.

Поляков Д.В., ректор университета ТИСБИ (г.Казань) отметил в докладе необходимость разработки общей сервисной платформы, направленной на создание и развитие единой информационной среды взаимодействия информационных систем образовательных организаций с федеральными и государственными информационными системами, организовать доступ к платформе для всех аккредитованных вузов, обеспечить техническое и методическое сопровождение сервисной платформы.     

Подуфалов Н.Д., научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, в своем докладе рассмотрел ряд актуальных вопросов формирования дидактики высшего образования в условиях цифровой и сетевой трансформации образования, а также основные направления регулирования электронной (цифровой) информационной среды сферы образования.

Манюшис А.Ю., ректор АНО ВО ММУ, отметил важность открытия консультационных и обучающих центров на базе ведущих вузов, имеющих положительный опыт разработки и внедрения отечественных ПО.

Акперов И.Г., ректор Южного университета (ИУБИП), выразил мнение, что нужно стимулировать российские ИТ-компании поставлять программное обеспечение в образовательные организации условно бесплатно (по академическим лицензиям).

Агабекян Р.Л., ректор ИМСИТ, подчеркнула, что решения отечественных разработчиков программного обеспечения стоят дороже чем ушедшие с рынка зарубежные аналоги. Полная единовременная замена программного обеспечения на отечественное требует колоссальных затрат.

Также на секции прозвучали сообщения и доклады об опыте перехода на отечественные ПО и использования отечественных цифровых ресурсов в образовательных процессах вузов: ФГБОУ ВО «БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова», Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, ФГБОУ ВО "ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова", Академии ВЭГУ, ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий- ИМСИТ».

Подводя итоги работы секции, Стриханов М.Н., отметил своевременность проведения Конференции, поблагодарил участников за активную позицию и обозначил необходимость формирования рабочей группы, объединяющей государственные и негосударственные вузы и Министерства образования и науки для совместной работы по выработке нормативных правовых механизмов регулирования электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании, имеющей важное государственное значение.