Перейти к основному содержанию
.
08 Jul, 2024

Прошёл Съезд Российского Союза Ректоров. Что изменится?

4 июля в МГУ имени М. В. Ломоносова прошёл очередной Съезд Российского Союза ректоров. Из 711 зарегистрированных членов этой организации в зале присутствовало 617. Уже в процессе собравшиеся приняли решение расширить список за счёт ещё 76 университетов, принятых в Союз.

Перед почтенной аудиторией было зачитано приветствие Президента России Владимира Путина, а также выступили заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, помощник главы государства Андрей Фурсенко, президент Российской академии наук Геннадий Красников, президент Российской академии образования Ольга Васильева и другие.

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о важности подобных мероприятий и об их роли в повышении качества и конкурентоспособности российского образования. По его словам, собираясь регулярно, представители вузов страны обсуждают насущные проблемы, вырабатывают коллективную позицию, предлагают те или иные решения и пр. Поэтому чем больше подобных встреч, тем выше эффект.

С 2000 года было проведено порядка 80 форумов в ректорами других стран, в которых приняли участие более 6000 человек. Возможно, одним из наиболее показательных результатов работы таких съездов можно считать тот факт, что по итогам проведенного в 2021-2024 годах всероссийского исследования удовлетворённости студентов обучением и образовательными возможностями вузов страны, подавляющее большинство опрошенных студентов (83%) высказали удовлетворённость качеством образования в российских университетах. Причём с 2021 года этот показатель вырос на 6%.

Виктор Антонович напомнил о том, как настойчиво наша страна пыталась влиться в цивилизованное западное сообщество, как вступила ради этого в Болонский процесс и как в 2022 году нас из его исключили. В связи с этим не стоит удивляться, почему теперь мы взяли курс на возрождение всего того хорошего, что было в советской системе образования, возвращение к истокам, к забытым традициям, и разработку собственных систем оценивания качества работы вузов. Это тем более понятно, учитывая тенденцию организаторов международных образовательных рейтингов «вынести за скобки» российские вузы и значительно понизить их позиции относительно всех прочих. Из чего следует: не надо пытаться победить в игре, правила которой пишут другие, переписывая, по ходу игры, в свою пользу. Нужно разрабатывать свои собственные рейтинги — например, «Три университета», а в перспективе — единый Рейтинг стран БРИКС.

Это особенно актуально в свете всё более расширяющегося и укрепляющегося международного сотрудничества. В частности, по инициативе Российского Союза ректоров создано более 20 международных межвузовских ассоциаций, среди которых Евразийская Ассоциация университетов, Ассоциация ведущих университетов России и Ирана, Ассоциация университетов России и Индии, Федерация университетов Российской Федерации и стран Арабского мира, 13 профильных ассоциаций между вузами России и Китая.

Результатом такого взаимодействия является существенный рост количества и качества образовательных и научных проектов, реализуемых совместно российскими университетами и странами Азии, Африки, Латинской Америки. Так, только с Китаем российские вузы сегодня осуществляют 167 двусторонних образовательных программ на русском, китайском и английском языках, создали 27 совместных образовательных организаций и структурных подразделений.

В докладе прозвучало немало цифр и фактов по итогам отчётного периода, а также планов на будущее, связанных с совершенствованием организации фундаментальных научных исследований, разработкой новой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, достижением к 2030 году «цифровой зрелости» системы российского образования, задачей увеличения численности иностранных студентов до 500 000 человек.

В конце выступления ректор МГУ напомнил о незыблемых принципах, на которых мы должны и впредь стараться строить наше образование:

  1. фундаментальность,
  2. междисциплинарность,
  3. подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта,
  4. расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей,
  5. развитие фундаментального инженерного образования.

Учитывая огромный авторитет и колоссальный опыт Виктора Садовничьего, было предложено оставить его на посту Президента РСР ещё на 5 лет. За эту идею аудитория проголосовала единогласно.

Во второй половине дня состоялась работа пяти секций, одну из которых («Деятельность РСР на международном научно-образовательном пространстве: ассоциации вузов, форумы ректоров и международные рейтинги университетов») вёл ректор РосНОУ Владимир Зернов и ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров. Кстати, Владимира Алексеевича переизбрали на должности члена Ревизионной комиссии РСР и Правления РСР, с чем его можно поздравить.

На секциях более детально обсуждали злободневные вопросы образования. В частности, говорили о том, что к частным вузам в нашей стране отношение, к сожалению, продолжает оставаться довольно неоднозначным. И несмотря на то, что их считают полноценными участниками Съезда, проблемы «частников» волнуют государство в последнюю очередь. Хотя это касается, в том числе, и обучения тех самых студентов-иностранцев, о которых говорил Владимир Путин. Достичь установленного президентом показателя в 500 000 человек можно было бы гораздо быстрее и легче, если бы негосударственным вузам разрешили обучать иностранных студентов на тех же основаниях, что и государственным. А пока с этим проблемы.

В числе прочего, интересного, с площадок других секций прозвучали предложения вернуть в университеты молельные помещения, дабы верующие могли приобщиться к духовному, не выходя за пределы вуза; организовывать воспитательную работу не только через пресловутые «мероприятия», но и непосредственно на каждом занятии — лекции, семинаре коллоквиуме и пр.; провести тотальную ревизию локальных нормативно-правовых актов на предмет соответствия их традиционным ценностям и пр.

Будем считать, что всё это сделает нашу жизнь лучше, интереснее.

Самое главное — наши вузы смогут более активно генерировать новые знания и займут достойные места в международных рейтингах.